Телефон: 8 (473) 260-45-72

Почему не хватает опытных дальнобойщиков?

дальнобойщикНесколько лет профессия «водитель» входит в топ самых востребованных специальностей в стране, но желающих «бороздить» большие дороги отчаянно не хватает. «Известия» решили разобраться — в чем причина такого дисбаланса и как его можно исправить. Сколько получают дальнобойщики? И какой груз ответственности ложится на их плечи во время рейса?

Одна моя знакомая, работающая сотрудницей отдела кадров крупной логистической компании, как-то пожаловалась: «Мы очень часто сталкиваемся с тем, что приходят ребята, окончившие автошколу, есть права, открыты все категории, сажаем их за руль и понимаем: мастерства у них — ноль. Отводим их к опытным водителям и отправляем на стажировку, срок которой может достигать от месяца до полугода. А после они берут и из специальности вообще убегают — как-то вдруг осознают, что эта работа вообще не для них. Ну почему не подумать об этом раньше? Почему их не готовят специальные колледжи и училища, где бы им растолковали, что обязанности дальнобойщика — не только «баранку» крутить?»…

Жизнь на колесах

По данным портала Superjob, типичный функционал специалистов отрасли, описанный в объявлениях о вакансиях работодателями, незамысловат. Он включает перевозку и сопровождение грузов, ведение путевой и отчетной документации, обслуживание автотранспортного средства.

На деле все выглядит намного сложнее. Дело в том, что человек, который находится за рулем фуры, несет ответственность не только за груз и за безопасность движения. Ему приходится работать с документами, обеспечивать режим сохранности перевозимого товара, если это, например, рефрижератор. Если водитель выезжает за рубеж, то требования еще выше: он должен уметь не только грамотно заполнить международные таможенные документы, но и объясняться с жителями тех стран, через которые пролегает маршрут.

«Помимо опыта работы, прав категорий В и С от нас требуют умения заполнять и читать накладные, для того чтобы сдавать или принимать груз. Если работа связана с логистикой, ждут знания компьютера, особенно бухгалтерских программ, — рассказал Дмитрий Бабушкин, водитель грузовиков с семилетним стажем. — Очень приветствуются навыки безаварийной езды — серьезные компании проверяют, как часто водители попадают в ДТП. Каких-то требований к качествам характера официально не выдвигается, но, думаю, в отделах кадров сидят опытные люди, которые способны определить, насколько человек ответственно подходит к работе».

Дмитрий Бабушкин давно освоил все требования компании, а в ДТП за все время работы попал всего один раз: немного помял бампер. И все же зарплату по московским меркам получает скромную — чуть больше 40 тыс. рублей. После того как Дмитрий женился и в семье появился ребенок, супруга стала настойчиво намекать: не пора ли вспомнить о своей первой профессии, сварщика, полученной еще в юности. «У нас знакомый работает на заводе недалеко от дома и со всеми премиями за выработку получает больше 50 тысяч рублей, — признается Дмитрий. — Из моих бывших коллег многие сменили сферу деятельности. Все же профессия «водитель» — очень тяжелый труд, так что народ к нам вроде бы и приходит, но очень быстро разбегается. Попробуйте месяцами не видеть родных, работать и днем, и ночью… Чтобы удерживать работников, им надо не только прилично платить, но и многому учить, чтобы не боялись ответственности, могли за себя постоять, умели с ГИБДД на трассе разговаривать… Но в наших компаниях не хотят ни деньги нормальные платить, ни как-то с работниками заниматься. Поэтому сейчас дальнобойщик — это уже не профессия, а призвание, и здесь просто нет случайных людей».

Днем с огнем

И это, как оказалось, еще оптимистичный взгляд на проблему. «Случайные люди» в отрасли все же есть. Одна из самых больших тревог экспертного сообщества — предпринимаемые отдельными компаниями попытки посадить за руль фур гастарбайтеров.

При этом вопросы о том, как такие работники получили права, кто их обучал, какая у них квалификация, а самое главное — как они поведут себя в сложной ситуации, так и остаются без ответов. А ведь доверяют им все-таки не велосипед, а грузовик с весом за 20 т. И навстречу таким водителям могут попадаться не только машины, но и автобусы, в том числе с детьми. Во многих развитых странах, для того чтобы сесть за руль грузовика, требуется получение специальной лицензии. В Америке для водителей «truck» существуют профильные академии. Для поступления в них нужны диплом об окончании школы, тест на наркотическую и алкогольную зависимость, отсутствие в водительской истории серьезных ДТП, а также отсутствие криминального прошлого. Срок обучения — около месяца. В Германии дальнобойщикам также предлагают пройти обучение на специальных курсах и сдать экзамен. Но даже после этого найти работу «по специальности» новоиспеченному профессионалу весьма непросто — водители дорожат своим местом, и иногда оно буквально передается «по наследству». Система подготовки дальнобойщиков к работе на междугородных и международных перевозках действует в Канаде, Австралии, нет ее только в России, в странах ближнего зарубежья, а также на африканском континенте. Заниматься подготовкой водителей должно государство при поддержке профессиональных союзов и организаций, представляющих интересы профессионального сообщества, уверены эксперты. Но в России дело пока что пущено на самотек.

Так что привлечь в отрасль высококлассных специалистов в нашей стране весьма непросто, предупреждают эксперты.

«Портрет типичного соискателя на эту должность выглядит следующим образом: это мужчина, средний возраст 36 лет, как правило, без высшего образования. Диплом об окончании вуза имеют лишь 13% претендентов, — рассказал Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru. — 73% соискателей на момент размещения резюме не имели работы». Зарплаты в отрасли высокими действительно не назовешь. По словам Павла Лебедева, как правило, работодатель, требующий от потенциального сотрудника стажа вождения от пяти лет, готовности к постоянным междугородным командировкам, опыта междугородных перевозок на автомобилях грузоподъемностью более 5 т, в обмен предлагает зарплату от 45 до 60 тыс. рублей — в зависимости от того, что именно дальнобойщику придется перевозить. Лучше всего оплачивается транспортировка промышленного оборудования, средств связи и цифровой техники. Скромнее всего — продуктов питания, одежды и обуви. «Середнички» — это водители, доставляющие по месту назначения строительно-отделочные материалы, фармацевтические препараты и медицинские изделия.

И опасна, и трудна

Элитой среди водителей грузовиков считаются профессионалы с опытом вождения машин грузоподъемностью свыше 20 т и имеющие собственный большегрузный автомобиль. Они могут претендовать на зарплату от 95 до 120 тыс. рублей. Однако с поиском подобных специалистов на рынке — самые большие проблемы: профессия дальнобойщика международного уровня не просто тяжелая, но и опасная: машины на дорогах не только попадают в ДТП или ломаются, перевозчиков еще могут ограбить или обмануть.

«Профессия водителя большегрузного транспорта опасней, чем профессия летчика или космонавта: аварий и всевозможных ЧП на трассах значительно больше, чем в воздухе,

— уверен Олег Нилов, член комитета Госдумы по транспорту. — И почему в нашей стране люди, которые постоянно рискуют жизнью, получают достаточно скромные зарплаты и не имеют никаких особых льгот? Во всех развитых странах труд дальнобойщиков оценен по достоинству и их зарплаты выше в разы. Но в России власть ничего не хочет делать для представителей этой профессии».

При этом даже в Америке, по подсчетам специалистов, в сфере грузоперевозок не хватает порядка 150 тыс. водителей, в ближайшем будущем дефицит составит уже 300 тыс. человек, поскольку 40% новых водителей увольняются в первые же три месяца.

Условия работы кажутся им слишком тяжелыми, и нельзя сказать, что это пустые придирки. Дебби Спаркс, вице-президент по развитию Ассоциации грузовых перевозчиков США, посоветовал для набора нового поколения водителей «придать отрасли некий шарм».

В нашей стране заниматься «шармом» отрасли упорно не хотят. По словам Олега Нилова, около года назад он внес в Госдуму законопроект, предоставляющий водителям большегрузного транспорта право досрочно выйти на пенсию. Но до рассмотрения документа дело так и не дошло. «Им не дали даже такого бонуса, не говоря уж о повышении зарплат, — сетует депутат. — К сожалению, есть такие законопроекты, которые даже рассматривать невыгодно: их одобрение влечет за собой дополнительные расходы бюджета, отклонение — возмущение со стороны избирателей».

Так что, по мнению Олега Нилова, возможность разбогатеть водителям большегрузного транспорта в ближайшее время «не грозит». «Для того чтобы ощутимо поднять им зарплату, нужно пересматривать саму концепцию начисления заработных плат. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 7 тысяч рублей — это безобразие. В странах ЕС люди получают по €8–9 в час за самую легкую работу, за сложность вводятся специальные коэффициенты и зарплаты увеличиваются», — напомнил депутат.

Источник


Интернет магазин запчастей BP Интернет магазин запчастей donaldson Интернет магазин запчастей trucktechnic Интернет магазин запчастей sampa Интернет магазин запчастей saf Интернет магазин запчастей febi bilstein Интернет магазин запчастей beralИнтернет магазин запчастей bosch Интернет магазин запчастей firestone Интернет магазин запчастей haldex Интернет магазин запчастей knorr-bremse Интернет магазин запчастей mei Интернет магазин запчастей sachs Интернет магазин запчастей wabco