Телефон: 8 (473) 260-45-72

Диагностика неисправности двигателя по цвету выхлопных газов

дым из выхлопной трубыДавайте разберемся - о чем же может рассказать нам дым из выхлопной трубы.

Как мы все знаем, в основном дым из выхлопной трубы бывает обычно белым, либо черным. Так же дым бывает и других различных оттенков. Благодаря диагностике цвета выхлопа можно определить возникшие неисправности в двигателе автомобиля.

Вообще возникновение дыма может быть тесно связано с отказом и неполадками различных систем и деталей мотора. Таких как: система охлаждения, система зажигания, система питания, система управления впрыском, цилиндр-поршневая группа и т.д. Оттенки цвету выхлопных газов придает, например, неправильное сгорание топлива, попадание масла либо охлаждающей жидкости в топливо.

Цвет выхлопных газов

Часто неполадки системы, которая является источником дыма, появляются из-за неисправностей в другой. К примеру - неисправности системы охлаждения обычно приводят, естественно, к перегреву двигателя, что приводит к пригоранию поршневых колец. А в итоге в цилиндры начинает поступать масло, которые и вызывает характерный оттенок дыма.

Но не все так просто. Чтобы диагностировать неполадки необходимо сопоставить не только цвет и оттенок, также необходимо учитывать характер дыма, выявленные иные явления, влияние окружающей среды, погоду.

Рассмотрим основные типы дыма из выхлопной трубы:

Белый дым из выхлопной трубы

белый дым из выхлопной трубыЕсли вы видите белый дым из выхлопной трубы, то это вообще не дым. На самом деле это пар. Белый пар из выхлопной системы - совершенно нормальное явление при прогреве двигателя во время холодного старта. Пар из выхлопной трубы - верный признак того, что в системе выхлопа высокая влажность. В холодной системе выпуска влага, поступающая из окружающей среды конденсируется и становится видна. Обычно в этот момент на конце выхлопной трубы видна вода, которая стекает из нее. После прогрева системы пар вместе с конденсатом должны исчезнуть.

Если учитывать погоду, то, например, при температуре ниже 10 градусов, пар белого цвета может появится и на отлично прогретом двигателе. Многие нередко замечали, что зимой почти все автомобили "дымят" белым. А при заморозках в минус 20-25 градусов пар становится очень густым и даже может приобрести сизый оттенок.

Также не стоит забывать, что и влажность воздуха влияет на плотность и цвет пара, чем выше влажность, тем гуще пар. Так что, зимой данные явления вполне обычное дело и не стоит опасаться постоянного пара из выхлопной трубы.

Если же вы летом прогрели двигатель, а пар так и не исчез, скорее всего это указывает на то, что в цилиндр попала охлаждающая жидкость. Вода, которая содержится в охлаждающей жидкости, не полностью испаряется во время сгорания топлива и от этого образуется густой белый дым, но это не дым, а пар как мы знаем.

Самое интересное, что оттенок пара напрямую зависит от состава самой охлаждающей жидкости, освещенности улицы и погоды. Зачастую это сизый оттенок, что сбивает с толку, так как обычно сизый дым появляется от попадания масла.

Для того, чтобы определить, что мы видим дым или пар достаточно понаблюдать куда он исчезает: если это пар, то он быстро исчезает в воздухе; если это дым, то в воздухе обычно висит небольшая синяя завеса, похожая на туман.

Все-таки, чтобы точно определить источник сизого дыма или пара, можно провести пару нехитрых манипуляций. Для этого нам понадобится белый лист бумаги. Этим листом необходимо "заткнуть" выхлопную трубу. Если это масляный дым, то капли на листе будут жирными, если же это пар, то капли воды быстро испарятся.

Обычно охлаждающая жидкость попадает в цилиндры при повреждении прокладки. Однако, это не единственная причина. Жидкость может попасть в топливо из-за появления трещин в блоке цилиндров или головке. Вернее, в этом случае чаще всего выхлопные газы сами попадают в систему охлаждения. Изредка это приводит даже к появлению газовой пробки.

Если открыть пробку расширительного бачка, либо пробку радиатора, можно почувствовать запах выхлопных газов и, если посмотреть на поверхность охлаждающей жидкости, будет видна масляная пленка. Также заметным фактором будет низкий уровень жидкости в бачке, даже если вы недавно ее заливали. В дополнение можно ощупать шланг радиатора, из-за повышенного давления сжать его будет не так легко. После запуска "на-холодную" уровень жидкости заметно повышается и обычно видны пузырьки, причем уровень нестабилен, охлаждающая жидкость слегка вырывается наружу.

В таком случае, попробуйте остановить двигатель. Жидкость быстро начнет уходить в цилиндр. Далее она пройдет через поршневые кольца и, в итоге, попадет в масло, в поддон картера. При последующих запусках масло перемешается с охлаждающей жидкостью, образуется непрозрачная светлая эмульсия. По мере циркуляции в системе смазки, это видоизмененное масло оставляет на пробке горловины для залива масла и на крышке головки коричневую или желтую пену. Чтобы это увидеть необходимо вынуть масляный щуп и открыть пробку залива масла.


Самым опасным случаем считается, когда цилиндр существенно негерметичный. В этом случае жидкость может накопится над поршнем. Иногда это препятствует "провороту" коленчатого вала при помощи стартера при запуске. Это даже может привести к гидроудару, деформации поршневых колец, шатунов, клапанов и поршней.

Охлаждающая жидкость может попасть в цилиндр и через систему впуска. В этом случае давление не повышается в системе охлаждения, запах выхлопных газов почувствовать невозможно, однако все же масло "превращается" в ту же эмульсию. Уровень охлаждающей жидкости также резко падает.

Эти причины являются основными, однако часто бывает, что система охлаждения неисправна по причине перегрева двигателя. необходимо проверить исправность термостата, датчика включения вентилятора, сам вентилятор, его муфту, радиатор, шланги, и т.д.

Стоит заметить, что если из выхлопной трубы выходит "белый дым" эксплуатировать автомобиль крайне не рекомендуется. Дело в том, что в этом случае очень быстро прогрессируют неисправности, а также работа двигателя на образовавшейся эмульсии вместо масла может привести к быстрому износу деталей. А это, как вы сам понимаете, приводит к проведению капитального ремонта.

Черный дым из выхлопной трубы

черный выхлопной дымПоявление черного дыма из выхлопной трубы может быть обусловлено переобогащением топливовоздушной смеси. Что значит - неисправна система зажигания, либо система управления впрыском топлива, либо система питания. Черный дым - это частички сажи, которая является продуктами неполного сгорания топлива.

При появлении черного дыма, часто увеличивается расход топлива, автомобиль плохо запускается, двигатель работает крайне неустойчиво, выхлопные газы очень токсичны. Бывает также потеря мощности, благодаря неоптимальному составу топливной смеси.

Касаемо карбюраторных моторов, то черный дым появляется обычно из-за перелива в поплавковой камере, если поврежден игольчатый клапан либо закоксованы воздушные жиклеры. Стоит обратить внимание также на то, что угол опережения зажигания может быть неверно выставлен.


На бензиновых двигателях с впрыском топлива переобогащение смеси бывает из-за неисправности всевозможных датчиков, либо разгерметизации форсунок. При плохой герметичности форсунок возможен гидроудар, деформация поршневых колец, шатунов, клапанов и поршней.

На дизельных автомобилях появление черного дыма обусловлено нарушениями работы насоса высокого давления, либо при большом угле опережения впрыска.

Переобогащение смеси - опасное явление для всех типов двигателей. Дело в том, что сильно обогащенная смесь повышает износ деталей цилиндр-поршневой группы, так как оно она смывает масло с цилиндров и ухудшает качество смазки. При попадании топлива в масло, последнее разжижается.


Интернет магазин запчастей BP Интернет магазин запчастей donaldson Интернет магазин запчастей trucktechnic Интернет магазин запчастей sampa Интернет магазин запчастей saf Интернет магазин запчастей febi bilstein Интернет магазин запчастей beralИнтернет магазин запчастей bosch Интернет магазин запчастей firestone Интернет магазин запчастей haldex Интернет магазин запчастей knorr-bremse Интернет магазин запчастей mei Интернет магазин запчастей sachs Интернет магазин запчастей wabco